Составляющие фирменного стиля

Содержание:

Фирменный блок.

Представляет собой сочетание нескольких (двух и более) элементов фирменного стиля. Чаще всего – сочетание эмблемы и логотипа. Так четыре кольца, дополняемые названием фирмы Audi – являются фирменным блоком вышеупомянутой организации.

Однако, фирменный блок может быть наполнен и информацией другого характера (перечень товаров, почтовые реквизиты, историческая справка). «Основан в 1841 году» — именно такая информация содержится в фирменном блоке Сбербанка России. Требования к этому блоку ничем существенным не отличаются, а именно, он должен хорошо запоминаться и быть эстетичным. Фирменный блок часто является постоянным элементом в деловой документации, украшая бланк письма, визитную карточку или упаковку. Такой блок должен великолепно вписываться во все возможные формы рекламы. Блок считается удачным, если представляет собой несколько взаимосвязанных частей, которые, однако, могут использоваться и отдельно друг от друга, но при этом продолжая идентифицировать компанию в сознании потребителя.

Что такое фирменный стиль и для чего он нужен

Фирменный стиль – это составная часть айдентики, набор визуальных элементов, основная цель которых – выделить компанию на рынке среди себе подобных, создать цельный визуальный образ, который будет ассоциироваться с брендом, и транслировать потенциальным клиентам его род деятельности, ценности и особенности.

Всё это достигается за счёт подбора правильных цветов, шрифтов, фирменного знака и разработки оптимального их сочетания на различных носителях.

Приведем простейший пример. Прогуливаясь по большому городу, вы без труда найдёте и узнаете МакДональдс. Благодаря чему? Правильно, узнаваемый и заметный издалека красный цвет и жёлтая буква «М». А если у входа стоит еще и клоун Рональд  Макдональд – сомнений нет, вы попали туда, куда нужно. И вы никогда не перепутаете этот ресторан быстрого питания с другими – Бургер Кинг, например, потому что у него сине-красные цвета оформления; или KFC, узнаваемый по бордовым цветам и знакомому лицу полковника Сандерса. Всё это единая упаковка франшизы, которую используют региональные представители.

Вот так и работает корпоративный стиль – он играет на основном нашем чувстве, на восприятии цвета и визуальных образов. Мы запоминаем картинку и ассоциации с ней.

Каждый цвет транслирует свои ассоциации. Например, банки давно выбрали для себя зелёный – цвет денег («зелень» в народе). Яркий пример – Сбербанк.

Соцсети не зря «красятся» в синий – цвет надёжности, стабильности и доверия. Потому мы не боимся оставлять здесь свои личные данные.

Каждая компания с помощью фирменного стиля передает свои, нужные ассоциации. Поэтому, чтобы корпоративный стиль работал правильно, мало найти хорошего дизайнера – над вашим образом должны работать грамотные маркетологи.

Это интересно: Продающая структура лендинга

Удачные примеры создания фирменного стиля: на кого равняться

Apple

Минималистичный и лаконичный дизайн Apple стал своего рода каноном в наше время. Сейчас даже существует определенная система Apple Approach, на которую ориентируются дизайнеры, когда создают нечто подобное. Фирменный стиль Apple стал настолько культовым, что многие просят «как у Apple».

С первого взгляда кажется, что данный бренд имеет ничем примечательный фирменный стиль. Используются в основном черные, белые и серые цвета. Шрифт совершенно простой. На сайте и баннерах присутствует много пустого пространства. Так почему же всем так это нравится?

Дело в том, что у Apple есть отличительный элемент, который никто никогда не будет использовать – логотип в форме откушенного яблока. При одном взгляде на него понятно, что это за бренд и что он продает. Именно поэтому при создании фирменного стиля следует найти тот элемент, который вас выделит и не будет иметь сходства с конкурентами.

McDonald’s

Фирменный стиль ресторана McDonald’s включает в себя яркие, хорошо сочетающиеся между собой цвета – красный и желтый. Они символизируют жизнерадостность, веселье и любовь. Сейчас бренд отказывается от красного из-за его агрессивности, оставляя только желтый.

Логотип в форме буквы M выполнен в анимационном стиле, что позиционирует ресторан как семейное заведение. Также цвет для логотипа выбран не случайно – сочетание желтого на красном фоне выглядит очень броским, из-за чего логотип видно издалека.

Pepsi

В фирменном стиле данного бренда присутствуют два основных цвета – красный и синий. Изначально присутствовал только красный. Но потом, чтобы выделяться на фоне Coca-Cola, решено было добавить синий. Это хороший пример того, когда бренд стремится не быть похожим на конкурента (хоть и крупного), а иметь свою индивидуальность.

В 2008 году произошел ребрендинг логотипа. Теперь белая волна больше стала похожа на улыбку. Компания так себя и позиционирует: «Улыбка Pepsi – это то, что отражает эмоции наших клиентов, дает такой же оптимизм, радость и эмоции, которые они испытывают, наслаждаясь Pepsi».

Корпоративная культура и фирменный стиль

Так как айдентика — это визуальное выражение миссии и ценностей компании, то она непосредственно связана с корпоративной культурой

Разработка товарной марки и фирменного стиля компании способствует тому, что сотрудники воспринимают место своей работы, как престижное, стабильное, важное. А это, в свою очередь, приводит к повышению производительности труда, улучшению качества выпускаемых товаров и предлагаемых услуг

В компании с престижным, узнаваемым фирменным стилем хотят работать специалисты более высокой квалификации, и это способствует росту и развитию предприятия.

Ошибки, которые возникают в процессе создания фирменного стиля

В процессе разработки корпоративного стиля нередко возникают проблемы, разногласия и недочеты. Давайте поговорим о самых частых ошибках, которые могут испортить корпоративный стиль.

Основные ошибки при создании фирменного стиля

Ошибки при анализе целевой аудитории. С ними чаще всего сталкиваются те, кто самостоятельно разрабатывает фирменный стиль, без помощи квалифицированных специалистов. Если целевая аудитория или характеризующие ее черты определены неверно, то вся дальнейшая работа пойдет насмарку.

Цветовая гамма не соответствует целям проекта

Важно не только сочетание цветов между собой, но и ассоциации, которые они вызывают. Составляя план разработки фирменного стиля, необходимо определить, какие ассоциации бренд должен вызывать у потребителей

Возможно, это мягкость или наоборот жесткость, теплота или холодность и отстраненность, легкость, уют, свежесть, простота. В первую очередь добиться правильных ассоциаций можно с помощью цветовой палитры.

Копирование стиля успешных конкурентов. Воровать чужие идеи всегда плохо. Даже если вам кажется, что это хорошая мысль и вы сможете повторить успех конкурентов, это на самом деле большая ошибка. Наоборот, нужно, чтобы ваш стиль отличался от стилей других брендов, тогда потребителям легче будет идентифицировать и запомнить вашу компанию.

Шрифт не соответствует общему стилю, либо трудночитаем. Иногда в погоне за красотой страдает удобство и простота. Так быть не должно, любой текст на сайте, в соцсетях или где бы то ни было должен в первую очередь легко читаться. Иначе это отпугнет людей — не все готовы тратить на время на попытки разобрать, что же написано на листовке или картинке в соцсети.

Стремление к «усложнению» стиля. Частая ошибка — попытка напихать как можно больше всего в логотип, на страницы сайта, на обложки постов в соцсетях. Слишком много украшательств мешает восприятию важных элементов дизайна, текста и вообще любой информации. К тому же это «дешевит» общую визуальную картинку.

Для чего предприятиям необходим фирменный стиль

Рассмотрим степень необходимости для компании создания собственного стиля. Дело в том, что формирование фирменного стиля оказывает непосредственное влияние сразу на несколько сфер коммерческой деятельности предприятия. К базовым функциям фирменного стиля можно причислить:

  • Имидж. Фирменный стиль становится своего рода визитной карточкой, олицетворяющей вкус и индивидуальность компании. Такая структура однозначно выиграет на фоне безликих однотипных организаций-конкурентов.
  • Идентификация. Имиджевые элементы стойко ассоциируются в памяти клиентов с конкретным именем и продукцией, обеспечивая узнавание.
  • Дифференциация. Часто именно фирменный стиль является опознавательным признаком, выделяющим компанию на фоне подобных ей организаций.

Кроме глобальных задач, на фирменный стиль возлагаются многие насущные ежедневные функции, как, например:

  • Определение маркетинговой стратегии. Исходя из утвержденного стиля компании планируются рекламные мероприятия и стратегия продвижения фирмы на рынке. На фирменном стиле завязано оформление наружных элементов, интерьера, печатных материалов и видеороликов.
  • Создание корпоративной атмосферы. Кроме работы на внешнюю аудиторию, фирменный стиль работает на внутренний дух компании, создавая ощущение единой команды, идущей к общему результату.

Обратите внимание

С помощью фирменного стиля можно снизить затраты на разработку рекламных кампаний и маркетинговых мероприятий. На основе уже готовых наработок проще создать образ, продвинуть его и сделать запоминающимся.

История фирменного стиля

Первые попытки придать разным изделиям личный характер, указать на изготовителя предпринимались еще в глубокой древности. Еще на античных амфорах, изготовленных в VI веке до н. э., были обнаружены специальные метки, указывающие на мастера, который их сделал. Уже в те времена ремесленники испытывали необходимость в идентификации своих творений. В Средние века аналогом фирменного стиля выступали гербы и флаги феодалов, которые размещались на всем, что имело отношение к правителю. В это же период появляется торговая символика: купцы на своих вывесках размещают подобия гербов и даже некие лозунги — прототипы современных слоганов. В современном понимании первая разработка фирменного стиля компании принадлежит концерну AEG, занимающемуся выпуском бытовой техники. Художник Питер Беренс создал для компании не только логотип, но и образы продукции, проекты для оформления павильонов, упаковки, документов, униформы. Это привело к прорывному росту продаж компании. Подход Беренса стал неким стандартом для разработчиков фирменного стиля.

Логотип и фирменный блок

Термин «логотип» образован от греческого «логос» — «слово». Правильно употреблять его для названия компании, написанного определённым образом.

Это логотип Adidas

Если же есть ещё и нарисованный символ бренда, эту картинку правильно называть фирменный знак.

Перед вами фирменный знак Adidas

Обычно фирменный знак и логотип используют вместе, и такое сочетание называется фирменный блок.

А это фирменный блок Adidas

Иногда фирменный блок может ещё дополняться слоганом компании; но современный дизайн стремится к лаконичности, и эту опцию используют всё меньше.

Дизайнерам редко заказывают разработку написания логотипа или создание символа бренда по отдельности. В большинстве случаев клиенту нужен именно фирменный блок.

Если же требуется сделать логотип в строгом смысле этого слова, его называют шрифтовым или типографическим логотипом. Но такие эпитеты не просто избыточны, а неверны. Для написания слова иногда используют леттеринг, который к шрифтам и типографике отношения не имеет.

То, что ошибочно называют шрифтовыми логотипами. Это просто логотипы в прямом смысле слова: с использованием леттеринга или шрифтов

У Disney, Google, Virgin, Yahoo и многих других компаний нет рисунка-символа, а есть только название, написанное определённым образом. Но логотипы без фирменного знака выбирают преимущественно крупные бренды с солидным бюджетом на продвижение.

Примеры фирменного стиля

Наверняка вы и сами видели немало ярких примеров, которые легко запомнить и узнать среди сотен других. Вот несколько примеров корпоративного стиля крупных известных брендов:

Coca-Cola

Знакомый с детства логотип и красный цвет, стиль простой и запоминающийся. Вряд ли найдется тот, кто не узнает его.

Coca-Cola

Adidas

Узнаваемый и популярный бренд одежды, который часто подделывают, но мы все прекрасно знаем, как выглядит оригинальный логотип 🙂

Adidas

Nike

Еще один бренд одежды с максимально лаконичным и простым лого, который быстро запоминается людям. Чаще всего так и бывает — чем проще, тем лучше.

Apple

Уж яблоко то мы везде узнаем 🙂

Apple

Starbucks

Всемирно известная сеть кофеен, которая славится не только ароматными напитками, но также и прекрасным фирменным стилем, самыми узнаваемыми элементами которого являются зеленый корпоративный цвет и логотип.

Starbucks

Давайте также рассмотрим несколько примеров фирменного стиля менее известных брендов.

Advanced Micro Devices

Строгий и довольно лаконичный стиль компании, которая производит компьютерные процессоры. Несмотря на минималистичность стиль не кажется скучным.

Advanced Micro Devices

«Шоколадница»

У сети кофеен менее строгий стиль, он менялся уже несколько раз за все время существования сети, посмотрите как он выглядит сейчас:

Шоколадница

А вот как выглядят последние публикации в инстаграм, очень ярко и красочно, но при этом от сочетания цветов не рябит в глазах 🙂

Инстаграм сети «Шоколадница»

«Сицилия»

В приятных голубых тонах выполнен корпоративный стиль сети пиццерий «Сицилия»:

«Сицилия»

Если хотите увидеть больше вариантов фирменного стиля и, возможно, вдохновиться, заходите на сайт Behance. Вот несколько интересных примеров:

Sophie Nazarevich / Behance

Irina Duts / Behance

Kristina Lodba / Behance

Anna Popova / Behance

Что такое брендинг?

Брендинг — это не только дизайн логотипа. Вы не можете просто нарисовать логотип и сказать «это мой бренд». Это в корне неверно.

Дизайн логотипа — только часть бренда. Причем очень малая. И да, если добавить к лого какой-нибудь набор канцелярских принадлежностей с фирменной атрибутикой, это тоже еще не бренд. Это лишь одна крошечная часть большой головоломки. Эти вопросы мы рассмотрим позже.

Брендинг — это то, как люди видят и воспринимают вашу компанию. Это то, как воспринимают компанию ее владелец и сотрудники. Это ваши что, как и почему.

Это не дизайн логотипа, карточек или веб-сайта. Все перечисленное — лишь айдентика. Но опять же, айдентика больше, чем просто дизайн компании.

Речь идет о том, как аудитория воспринимает вашу компанию на разных уровнях. И через различные точки контакта.

Бренд возможно охарактеризовать как компанию, услугу, продукцию или человека, у которых есть личность. Дизайнер не может «создать» бренд. Дизайнер создает фирменный стиль, являющийся отражением бренда.

Смотрите на вещи шире, даже запах и ароматы могут дополнять стратегию вашего брендинга, это называется аромамаркетинг.

Сам брендинг должен идти от компании. Зависеть от их бренд-стратегии.

  • Какие у компании ключевые ценности?
  • Для чего она существует?
  • Что делает продукт уникальным?
  • Каково уникальное торговое предложение?
  • Кто целевая аудитория?

Подобные вопросы составляют основу стратегии брендинга. И должны быть разобраны в первую очередь. Дизайнеры или профильные агентства помогают создать основу бренда. Или улучшить его визуальную подачу.

Кстати, даже некоторые дизайнеры считают, что брендинг — это просто разработка визуальных элементов: дизайн логотипа, канцелярии, подбор цветов, шрифтов и т. д. На самом деле это заблуждение.

Брендинговое или дизайн-агентство как бы объединяет ценности компании с визуальной идентичностью. Они не просто создают множество красивых дизайнов и называют это бренд-проектом. Профессиональные агентства разрабатывают целые концепции и идеи (исходя из стратегии компании) и доводят их до реализации в наиболее подходящем формате. Иногда бренд создается с нуля. Иногда — за счет небольших доработок.

Профессионалы разрабатывают визуальную компоненту и фирменный стиль компании, которые демонстрируют ее направленность и подчеркивают убеждения. Так что это не просто дизайн логотипа или красивое сочетание цветов.

О брендинге есть множество занимательных статей. И я настоятельно рекомендую с ними ознакомиться. Они помогут глубже разобраться с темой и терминологией.

Образ

По окончании первой стадии формулируется основная идея. Она, как выше было сказано, должна соответствовать образу организации. Создание фирменного стиля направлено на формирование определенного имиджа. Продумывая идею, необходимо определить, какой организация будет выглядеть для потребителей: консервативной или современной, креативной или солидной, веселой или серьезной и так далее. Идея должна соответствовать имиджу. Подходы к ее формулировке можно использовать абсолютно разные, но стиль будет считаться успешным, если он передает суть компании, ее философию, характер, ценности, миссию, отражает принципы работы, статус и приоритеты. Вместе с этим все компоненты, характеризующие организацию, должны быть предельно понятны потребителю.

Брендбук и гайдлайн

Если быть точными в терминах, брендбук (brand book) — это пособие для всех сотрудников, документ с изложением концепции бренда. В брендбуке описываются:

  • философия компании;
  • корпоративная культура;
  • целевая аудитория;
  • конкурентные преимущества продуктов;
  • а также правила использования визуального фирменного стиля.

Для руководства по фирменному стилю есть отдельное название — гайдлайн. В нём описание бренда ограничивается несколькими абзацами, необходимыми для обоснования визуальных решений. А вот нюансы использования фирменного стиля расписаны во всех подробностях. Гайдлайн адресован не всем сотрудникам, а только маркетологам и дизайнерам, которые будут работать над рекламными кампаниями и поддержанием фирстиля в дальнейшем.

В гайдлайне прописаны используемые цвета, шрифты, допустимые версии фирменного знака, дизайн брендированной продукции

В обиходе и владельцы бизнеса, и сами дизайнеры зачастую называют гайдлайн брендбуком. Это привычно для всех, хотя формально и неправильно.

Чем занимаются бренд-дизайнеры и почему это важно

Для новых брендов требуется создавать фирменный стиль с нуля. А существующие компании периодически проводят ребрендинг — либо потому что старый визуал устарел, либо из-за смены целевой аудитории, позиционирования и маркетинговой стратегии. Ко всему этому прикладывает руку бренд-дизайнер. Он создает для клиента логотип, айдентику и руководство по использованию фирменного стиля.

Разработка логотипов

Логотип — лаконичный и узнаваемый символ компании. Это может быть надпись фирменным шрифтом или сочетание надписи с картинкой

В некоторых картинках много детальной прорисовки, другие состоят из простых геометрических фигур — это неважно. Цель знака — создать запоминающийся образ

И даже если технически логотип кажется простым, за ним всегда стоит большая работа.


Большинство современных логотипов — плоские и минималистичные. Но бывает, что не обойтись без объёма и мелких деталей

Иногда фирменная символика состоит только из надписи. Тогда дизайнеру нужно подобрать шрифт, интервалы между буквами, иногда — сделать стилизацию текста. А бывает, что требуется и леттеринг — уникальная надпись вручную.


Логотипы, состоящие только из названия, очень многообразны

Но в разработке фирменного символа важен не только креатив. Есть ещё несколько нюансов:

Логотип должен хорошо смотреться в любом масштабе. Возможно, его придётся печатать на сувенирной ручке или на уличном билборде

Не важно, какой будет размер: бренду нужен чёткий, интересный и узнаваемый знак.
Логотип должен хорошо смотреться в чёрно-белой версии. Если придётся печатать на чёрно-белых документах, он не должен превратиться в бесформенное пятно

Чтобы легче читалось в монохроме, соседние цвета должны быть контрастными по тону.
Логотип не должен быть трендовым. Его создают не на один сезон, а как минимум лет на пять. Чем дольше прослужит знак, тем лучше.

Бренд-дизайнер создаёт уникальную символику для компаний

И эта символика всегда продуманная: важно, чем занимается компания и кто её потребители. Дизайнер заботится о том, чтобы знак оставался современным долгие годы и хорошо смотрелся как на визитках, так и на билбордах

Разработка айдентики

Кроме логотипа, у большинства компаний есть и полноценный фирменный стиль — им тоже занимается бренд-дизайнер. Сюда входят корпоративные цвета, шрифты и дополнительные графические элементы: паттерны, текстуры, иллюстрации.

Чтобы было понятно, пример айдентики книжного магазина:


Здесь используются фирменные цвета и графические символы — запятые

А вот фирменный стиль всем известной мобильной платформы Android:


Здесь есть не только логотип со смешным роботом, но ещё и три фирменных цвета, и геометрические фигуры с закруглёнными углами

Ещё одна презентация — фирстиль сети пекарен “Буше”:


Его особенность — в картинках-трафаретах, изображающих кондитерские изделия, за которыми видны текстуры города

Разработка гайдлайна или брендбука

Гайдлайн — это руководство по использованию визуального фирменного стиля компании. Брендбук — более широкое руководство, включающее в себя также описание потребителей, особенности продуктов и компании и корпоративные ценности.

Эти понятия похожи и их часто путают. Но от бренд-дизайнера требуется одно и то же: определить ёправила использования элементов айдентики. И сверстать маленькую книжку, чтобы штатные дизайнеры и маркетологи клиента могли поддерживать фирменный стиль самостоятельно.


Брендбук или гайдлайн — это брошюра с инструкциями, напечатанная или свёрстанная в электронном виде

Гайдлайн важен, потому что разработку айдентики компании обычно заказывают на стороне, а текущие дизайнерские задачи зачастую решают силами штатных специалистов. Нужно, чтобы и посты SMM-щика, и баннеры контент-менеджера были в одном стиле. Для этого и создаются правила.

Руководство по использованию фирменного стиля обычно включает в себя следующие положения:

  • Краткое обоснование визуального решения — почему конкретному бренду подходит именно этот визуал.
  • Допустимые и недопустимые версии логотипа, его охранную зону. Бренд-дизайнер прописывает, как можно и нельзя изменять фирменный знак и на каком расстоянии он должен находиться от других элементов на картинках.
  • Фирменные шрифты, цвета и графические элементы. Для всех них также есть правила сочетания и использования.
  • Дизайн носителей фирменного стиля. К носителям относятся упаковки, этикетки, брендированные сувениры, рекламные листовки, документы, форма сотрудников.

Шрифт и гарнитура

Шрифт — это набор символов в определённом стиле с единым начертанием. Шрифтом можно напечатать длинный текст, и он будет единообразным. Но есть ещеё шрифтовая гарнитура — семейство шрифтов, в которое входят наборы символов, объединённые общей логикой построения и визуальными характеристиками.

Например, Helvetica — это гарнитура. В неё входят прямые и наклонные, толстые и тонкие буквы, но у всех сходные пропорции и изгибы штрихов. А вот Helvetica Bold Italic — это уже конкретный шрифт: жирненький и наклонный.

В некоторых гарнитурах вариантов шрифтов два или три, а иногда речь идёт о десятках.


Вот, допустим, в гарнитуре IBM Plex Serif 16 шрифтов

Каждому дизайнеру разница между шрифтом и гарнитурой знакома, но в повседневной речи большинство не соблюдают точную терминологию. А люди, далёкие от дизайна, о гарнитурах могли вообще ничего не слышать.

Фирменный стиль и реклама

Отдельный плюс айдентики — это заметное повышение эффективности рекламы. Средний человек сейчас потребляет за день столько информации, сколько не может переварить, поэтому большинство рекламных объявлений проходят мимо него

Но фирменный стиль, что включает в себя узнаваемый логотип, цветовую гамму и шрифт, сразу привлекает внимание, если человек его хотя бы раз раньше видел. С помощью узнаваемых образов можно привлечь внимание потенциального клиента к рекламному баннеру и сообщить ему важную информацию о своем бренде

Как видите, роль фирменного стиля в рекламных коммуникациях очень велика.

Где используют фирменный стиль компании

Использовать фирменный стиль можно практически везде, где упоминается бренд. Вот несколько вариантов, которые встречаются чаще всего:

Офис. 

В фирменном стиле можно оформить предметы интерьера, мебель, сувениры и даже офисную канцелярию. 

Уличная реклама. 

Вывески, штендеры, витрины, транспаранты, тумбы, щиты, билборды, суперсайты, рекламные стелы и другие элементы наружной рекламы можно оформить в корпоративном стиле.

Рекламные материалы, а также оформление документов и писем. Сюда относятся брошюры, плакаты, листовки, каталоги и журналы, письма — электронные и бумажные, наклейки, визитки, презентации, шаблоны для отчетов и различных форм.

Корпоративный стиль сотрудников.

Униформа, бейджи, значки, аксессуары.

Сувениры для покупателей. 

Канцелярия, посуда, брелоки, открытки, пакеты, зажигалки, салфетки, упаковки и т.д.

Корпоративный транспорт. Оформление автомобилей сотрудников, а также грузовых автомобилей для перевозки товаров.

Основные элементы фирменного стиля

Так как айдентика — это смысловое объединение всех маркетинговых коммуникаций предприятия, то задумываться о ее создании желательно еще на этапе создания организации. Разрабатывать фирменный стиль компании с нуля — это возможность с самого начала заложить в него правильные посылы. Набор элементов фирменного стиля может отличаться у разных предприятий, но в самом широком смысле он включает:

Товарный знак. Это может быть знак, идентифицирующий товар, а также зарегистрированное название предприятия. Логотип. Это уникальное начертание названия товара, бренда или компании, это графический знак, способствующий узнаваемости и распознаваемости обозначаемого объекта. Идеи для логотипа не придумываются, а черпаются из специфики компании. Цветовые решения. Фирменный цвет очень важен для запоминаемости сообщений и элементов айдентики. Так как цвет глубоко символичен и эмотивен, то его подбор требует особой тщательности. Слоган. У компании должен быть короткий лозунг, выражающий ее миссию и ценности вербально. Шрифт

Важно не только, что написано, но и как написано. Фирменный блок

Установленное сочетание нескольких элементов айдентики. Звуковой знак. Это может быть мелодия, шум, набор звуков. Например, всем знакомая музыкальная фраза из новогодней рекламы «Кока-Колы». Фирменный персонаж. Герой прекрасно воплощает ценности и уникальные черты компании или товара. Например, кот Матроскин в фирменном стиле марки «Простоквашино». Фирменный бланк. Для ведения делопроизводства необходимы документы и желательно, чтобы они с легкостью идентифицировались. Этому и способствует фирменный бланк.

Профессиональная разработка должна начинаться с формулировки смысла и идеи. И уже исходя из нее и из специфики организации разрабатывается визуальная часть айдентики.

Цели архитектуры фирменного стиля.

Сознание мощного фирменного стиля: предложение сильного дизайна логотипа синхронизируется с логикой и эмоциями потребителей, обеспечивая эффективную дифференциацию. Nestle отличается от конкурентов, но в то же время является крайне привлекательным для масс.

Создание совместных действий: хорошо разработанная архитектура фирменного стиля обеспечивает совместные действия логотипа, укрепления ассоциаций, которые, в свою очередь, приводят к повышению эффективности затрат. Например, Gillette использует общую концепцию «лучшее, что может получить мужчина» в отношении качества и скорости всех категорий товаров.

Обеспечение ясности предлагаемых продуктов: Это необходимо для четкой индивидуальности среди потребителей.

Использование объективности фирменного стиля: сделайте логотип мощнее за счет увеличения его влияния. Одним из способов является расширение фирменного стиля, которое помогает осознать полную ценность бренда. Одной из основных функций архитектуры фирменного стиля является обеспечение солидной основы для борьбы с расширением брендовых возможностей (так как риски такого расширения крайне высоки).

Функции фирменного стиля

В условиях высокой конкуренции формирование фирменного стиля приобретает все большую актуальность, поскольку фирменный стиль обеспечивает формализованную систему идентификации компании на рынке. В целом фирменный стиль позволяет компании:

а) выделиться на фоне конкурентов и приобрести хорошую узнаваемость у потребителей;

б) поддерживать сформировавшееся доверие потребителей и контрагентов;

в) демонстрировать преемственность традиций бизнеса.

Применение фирменного стиля позволяет компании унифицировать визуальные средства маркетинговых коммуникации, повысить их эффективность в отношении влияния на целевые группы. Все функции фирменного стиля, так или иначе, связаны с созданием положительного образа предприятия, который должен запоминаться и быть привлекательным для потребителей.

В создании фирменного стиля компании (бренда, торговой марки) ключевой задачей должно формирование индивидуального визуального образа, способствующего позиционированию, идентификации и дифференциации компании и ее продукции от конкурентов на рынке. Исходя из этого, к основным функциям фирменного стиля относят:

1. Дифференцирующая функция. Фирменный стиль позволяет выделить продукты и рекламу компании на фоне множества конкурентов. При помощи фирменного стиля потребитель получает возможность безошибочно ориентироваться в массовом потоке товаров и рекламы, облегчая процесс запоминания и выбора.

2. Идентифицирующая функция. Фирменный стиль позволяет идентифицировать товары по определенным специфическим признакам, указывающим на их принадлежность к конкретной торговой марке (бренду).

3. Имиджевая функция. Фирменный стиль как инструмент PR обеспечивает формирование и поддержку оригинального, быстро узнаваемого и привлекательного образа компании, что способствует повышению ее престижа и репутации. Положительное восприятие самой компании целевой аудиторией переносится и на ее продукты. Большинство людей отдает предпочтение товарам известных торговых марок, считая их качество лучшим.

Главные принципы фирменного стиля, такие как узнаваемость, запоминаемость и однозначная идентификация определенного бренда, отражают современный закон маркетинга, сформулированный известным маркетологом Джеком Траутом, Д. Траутом в его одноименной книге «Дифференцируйся или умирай».

Фирменный лозунг (слоган).

Слоган прежде всего должен передавать оригинальный девиз фирмы, а не креативную идею отдельно взятой рекламной кампании. Лишь в этом случае ему суждено стать частью фирменного стиля (возможна регистрация в качестве товарного знака).

Слоган представляет не только наглядный (визуальный), но и звуковой (аудио) образы компании. Поэтому в отличие от товарного знака, слогану необходимо нести в себе специфику компании, выделяя ее среди конкурентов. В нем должны быть заложены дух компании и оригинальность ее стиля. Слоган будет удачным дополнением, если органично согласуется с остальными элементами фирменного стиля. Удачный слоган способен «прожить» несколько десятилетий.

Что особенного в фирменных стилях мест

Фирстилю Мельбурна уже больше десяти лет, и за это время многие крупные города успели обзавестись своими символами, шрифтами и паттернами. Теперь можно говорить о тенденциях в айдентике территорий. Она не похожа на привычные нам бренды ритейла и сферы услуг и на традиционные символы городов — гербы.

В отличие от гербов, элементы фирстиля мест годятся для массового тиражирования и легко узнаваемы. Герб — это государственный символ, сложный для широкой публики, и он вряд ли заманит туристов в город. В дизайне от герба мало толку — разве что разместить его где-нибудь в уголочке. Креатива, как в айдентике Мельбурна, точно не получится.

Поэтому логотипы городов никак нельзя спутать с гербами. Но и от привычных нам фирстилей коммерческих брендов городская айдентика тоже отличается.

Подходит на любой случай

Фирстиль больших компаний обычно многофункциональный. Элементы дизайна украшают упаковки продуктов, сайты, форму сотрудников, офисы и мерч. В целевую аудиторию могут входить представители прессы или компании-партнёры. Но это не так масштабно, как целый город. У компании может быть несколько специализаций, но это не сравнится с количеством муниципальных институтов.

Даже если бренд территории рассчитан на туристов, сейчас вместо логотипов стараются делать полноценную айдентику. Как минимум использовать фирменные цвет и шрифт.


Несложная айдентика Амстердама прекрасно размещается на разных носителях: от проездных билетов и брендированных поездов до сувениров и путеводителей

Современные городские бренды используют фирменный дизайн не только на кружках и футболках, но и на носителях, с которыми люди сталкиваются повседневно. Это стирает границы между условным «брендом для жителей» и «брендом для туристов»: элементы айдентики становятся частью города, и с ними взаимодействуют все.

Давайте вернемся к бренду Амстердама: здесь удачен не только дизайн, но и слоган. Вот так, например, выглядит оформление информационного сайта — для людей, приезжающих в командировки, для туристов и для местных.


Простота фирменного стиля дополнена удачным месседжем, а сам слоган «Я есть Амстердам» легко трансформируется в «я турист», «я местный», «я по работе»

Фирменный красный цвет Амстердама, кстати, заимствован из его герба. Узкая цветовая палитра — это скорее редкость для городской айдентики, которая осложняет её использование. Очень часто, под стать Мельбурну, в айдентике мест используют широкую цветовую палитру: есть узнаваемые формы и знак, а цвета сильно варьируются. Этот прием есть в фирстиле Парижа, Белфаста, Хельсинки и других городов.


Так выглядит фирменный стиль финской столицы

Вписан в городскую среду

Любой фирстиль бренда должен сочетаться с носителями. Сложность городской айдентики в том, что в качестве носителя выступает целый город. Афиша или вывеска с символикой может размещаться буквально где угодно. И везде должна хорошо смотреться.

Давайте снова посмотрим на айдентику Хельсинки: цвета в ней не случайны. Это цвета зданий, транспорта и природных явлений в городе.


Розовая крепость, красный кирпич, голубой туман и зелёный трамвай — эти вещи формируют облик города и отражены в дизайне

Ещё один любопытный пример — фирстиль города Порту. Его элементы имитируют знаменитую португальскую плитку, которой отделаны фасады зданий.


Так это выглядит

Если у брендов в традиционном понимании основная цель — запомниться и выделиться, то для городов-брендов требуется оставаться комфортным местом для жизни

Поэтому особенно важно, как элементы дизайна вписаны в ландшафт: айдентика должна быть почти незаметной, но функциональной

Помогает сориентироваться на местности

Визуальные коммуникации — важная часть любого города. Карты, указатели и вывески нужны как туристам, так и местным, особенно если речь — о крупных мегаполисах.

В Амстердаме на многих указателях и вывесках фигурирует фирменный красный цвет.


Так, например, выглядит велосипедная парковка

В Осло фирменный шрифт изначально разработан на основе тех табличек, которые были в городе.


Конечно, шрифт в логотипе не повторяет указатели в точности, но форма букв во многом совпадает. Самая характерная деталь — изгиб буквы L

Ещё один пример использования фирстиля в городских коммуникациях — из Порту. Как мы помним, фирменный цвет города — синий, цвет португальской плитки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector