Постановщик трюков валерий деркач: «главное для каскадера

Обзор

Каскадер обычно выполняет трюки, предназначенные для использования в кино или на телевидении. К трюкам, которые можно увидеть в фильмах и на телевидении, относятся автомобильные аварии, падения с большой высоты, волочение (например, за лошадью) и взрывы.

Выполнение всех каскадерских работ связано с риском. Максимальный риск возникает, когда трюки исполняются перед живой публикой. В снятых выступлениях видимые механизмы безопасности могут быть удалены путем редактирования. В живых выступлениях зрители могут более ясно видеть, действительно ли исполнитель делает то, что они заявляют или кажутся. Чтобы снизить риск травмы или смерти, чаще всего трюки ставятся хореографически или механически, так что, хотя они и выглядят опасно, механизмы безопасности встроены в представление. Несмотря на свой хорошо поставленный вид, трюки по-прежнему очень опасны и требуют физической проверки.

С момента зарождения в качестве профессионального навыка в начале 1900-х до 1960-х годов трюки чаще всего выполнялись профессионалами, которые прошли обучение в этой дисциплине до того, как попали в киноиндустрию. Действующие исполнители трюков из кино и телевидения должны быть обучены различным дисциплинам, включая боевые искусства и сценические единоборства , и должны быть сертифицированным обученным членом профессиональной организации каскадеров, чтобы получить необходимую страховку для выступления на сцене или экране. . Это позволяет им лучше разбивать и планировать последовательность действий, физически подготовиться и учитывать факторы безопасности и риска в своих действиях. Однако даже при безупречном исполнении напряжение все равно сохраняется, и выполнение трюков часто приводит к незапланированным травмам тела.

Сорвиголовы отличаются от каскадеров и дублеров ; их исполнение — это трюк, вне контекста фильма или телешоу. Сорвиголовы часто выступают перед публикой. Живые исполнители каскадеров включают побег художник , меч глотатель , стеклянные ходунки, пожиратель огня , воздушные гимнаст и многие других SIDESHOW и цирковые искусства. В их число также входят команды демонстрации мотоциклов и некогда популярная Стена Смерти . Фильмы и телесериалы « Чудаки » являются хорошо известными и яркими записанными примерами акта в современном кинематографе.

Некоторые люди выступают одновременно в роли каскадеров и смельчаков на разных этапах своей карьеры. Примеры: Бастер Китон , Гарри Гудини , звезды гонконгских боевиков Джеки Чан , Саммо Хунг , Юэн Бяо и Мун Ли , индийские киноактеры Джаян , Акшай Кумар , Тайгер Шрофф и Паван Калян , тайский актер Тони Джаа и индонезийский киноактер. Ико Увайс .

Из истории

Профессия «каскадер» появилась в период активного развития кинематографа – в то время, когда начали снимать фильмы с трюками высокой сложности. Сюжеты первых лент были довольно простыми, поэтому актеры в кадре все делали самостоятельно. Усложнение фабулы повлекло за собой повышение опасности кинотрюков и, соответственно, необходимость замены в некоторых моментах актера каскадером. В советском кино дублеры впервые были задействованы в комедии «Веселые ребята». К помощи спортсменов прибегли, чтобы максимально реалистично снять сцену драки оркестрантов.

Удивительно, но многие актеры раньше категорически отказывались от дублирования. Они хотели выполнять трюки сами во что бы то ни стало. Такое безрассудство стоило некоторым из них жизни. В процессе съемки опасных сцен трагически погибли актеры Инна Бурдученко и Евгений Урбанский. В 1960 году Инна, которой в тот момент исполнился всего 21 год, играла в ленте «Цветок на камне». По сценарию она должна была спасти из горящей деревянной постройки знамя. Неизвестно, отказывалась ли она от дублера, но именно эта сцена стала для нее роковой. В момент, когда она выбегала из пламени, произошло обрушение горевшего дома. Получив серьезные ожоги почти 80 % тела, она умерла в больнице. Последним фильмом для Евгения стала картина «Директор». По замыслу режиссера, он должен был мчаться на автомобиле через песчаные барханы. На одной из дюн машина неожиданно перевернулась – актер получил травмы, из-за которых скончался по пути в больницу.

После таких трагедий актерам, не имевшим специальной подготовки, строго запретили самостоятельное выполнение сложных трюков, которые предполагали риск для жизни. Дублерами раньше могли становиться, как правило, спортсмены или циркачи. Сегодня же действуют школы каскадеров, где можно получить необходимую для работы подготовку. Там преподают боевые искусства, верховую езду, учат стрелять, обращаться с пиротехническими средствами, практикуют трюки на высоте, под водой, с горением и так далее.

Развитие карьеры

После присоединения к испытательной категории JISC вам нужно будет пройти через промежуточную и полную категории.

Вы проведете как минимум три года испытательного срока, после чего достигнете стандартов, необходимых для перехода на промежуточный уровень. Это включает в себя прохождение квалификации по охране труда и технике безопасности.

Исполнители трюков среднего уровня могут выполнять одиночные трюки без присмотра взрослых.

Проработав еще два года в качестве исполнителя каскадеров среднего уровня, вы можете достичь полного статуса после достижения требуемых стандартов.

Уровень оплаты труда

Зарплату каскадера называют гонораром. На его величину влияют профессионализм специалиста, наличие опыта работы, степень сложности выполняемого трюка и бюджет фильма. Приведем несколько примеров. Новичок за один трюк может заработать 5 тысяч рублей. Опытный получит за ту же работу примерно 9 тысяч рублей. У постановщика трюков – «ставка», размер которой стартует от 15 тысяч рублей. Работа с огнем относится к категории повышенной сложности. За нее готовы платить 60 тысяч рублей.

Если говорить о среднестатистическом месячном доходе каскадера, в Москве он составляет порядка 100 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге платят чуть меньше – примерно 95 тысяч рублей.

Учеба

В России специализированных учебных заведений для подготовки каскадеров очень мало. Поэтому чаще всего в эту профессию идут люди, которые уже имеют узкопрофессиональные знания и навыки в сфере обычного и экстремального спорта или единоборств. Обучаться можно, например, в одной из таких школ:

  1. Студия Varvara-Stunt (Москва). Продолжительность учебного курса – полгода. Сюда принимают актеров-новичков, которым уже исполнилось 18 лет. Здесь можно получить дополнительные знания и навыки в конном спорте, пиротехнике и фехтовании.
  2. Школа-студия «Трюк» (Москва). Преподавателями тут работают специалисты, за плечами которых есть практический опыт на съемочных площадках.
  3. Школа каскадеров при кинематографической студии «Империя кино» (Санкт-Петербург). Продолжительность учебного курса – 1 год. Частота занятий – еженедельно. Выпускники этой школы становятся опытными каскадерами. Они могут не только профессионально исполнять трюки, но и ставить их.

Учащиеся перечисленных заведений получают возможность дополнительно прослушать краткий курс о кинематографии. Он необходим для повышения уровня компетентности будущего дублера.

Каскадером вполне может стать циркач

Желающим получить такую профессию рекомендуется обратить внимание на Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М

Румянцева (Карандаша). Для поступления туда абитуриенту нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе и истории. Также предусмотрен творческий конкурс.

«Прыгайте грязно!»

— Как сделать так, чтобы каскадеры не гибли? Да просто каждый должен заниматься своим делом. Некоторые относятся к этой профессии как к рискованной авантюре: «Повезет — сделаю, не повезет — ногу сломаю». Это непрофессионально. Хотя бы потому, что надо будет снимать дубли.

Я разговариваю с постановщиками трюков на съемках сериала «Грязная работа». Антона Смекалкина и Андрея Тюгая из Ассоциации каскадеров пригласили отвечать за сцену самоубийства: две детдомовские девчонки, уличенные в краже, выбрасываются с четвертого этажа. Девочку Милу играет Ася, а дублирует Маша, а девочку Олю играет Маша, а дублирует Оля. Актрисы — яркие, коммуникабельные, уверенные в себе, а дублерши — тихие, застенчивые, шестнадцатилетние. Они на самом деле гораздо больше похожи на забитых невзрачных детдомовок, чем их блистательные двойники.

Маша и Оля прыгают в большую воздушную подушку, которая постепенно сдувается после падения. Они с детства занимаются прыжками в воду, высота 15 метров для них не страшна.

— Прыгайте грязно! — советует постановщик. — Не надо по-спортивному тянуть носочки, красиво группироваться. Попробуйте ручками-ножками помахать, как будто вам это непривычно.

— Страшно, — улыбается Маша-каскадер.

— Прыгать страшно?

— Да нет, сниматься.

— В советское время все каскадеры проходили аттестацию на «Мосфильме», — продолжает Антон Смекалкин. — Сейчас в постановщики трюков идет кто попало. Вот Панин из школы «Мастер» берет с детей деньги, учит их три года, а потом они калечатся. По-хорошему нужен мощный проф­союз и запрет на участие в съемках для тех, кто в него не входит. А то позанимались дети в «Мастере» и уже говорят: мы каскадеры, возьмите нас на работу. А к ним там относятся как к пушечному мясу: хочешь прыгать — да пожалуйста! А получил травму — выносят за пределы базы и вызывают «скорую». Мол, это не у нас произошло, не наша ответственность. Мы как-то работали на фильме с панинскими ребятами — пришлось их переучивать и даже переписывать сценарий. Гробит он людей.

— А родители куда смотрят? Зачем отдают туда подростков?

— Да все лучше, чем криминал и наркотики. Этот Панин умеет с ними разговаривать на их языке.

— Ой…

— Снято!

К счастью, девочки-воровки не погибли — ни в жизни, ни по сценарию.

На шпагат в 35

Тренировка окончена, пора домой. Там ждёт обед, домашние дела.

Играть воина — почётная роль. Фото: Из личного архива

«Моему поколению сложно понять нынешнюю молодёжь. У них в почёте одни гаджеты, а что в голове — и представить не берусь. Возможно, мой 14-летний сын когда-нибудь захочет повторить мой путь, но пока это время не пришло, — рассказывает Дмитрий. — Правда, в последнее время он проникся спортом, мы стали вместе ходить на тренировки».

Переделав дела, совершив несколько звонков, ярославский каскадёр вновь отправляется в зал.

Дмитрий первый раз сел на шпагат в 35 лет. Фото: АиФ / Юлия Шатохина

Тренировка, состоящая из растяжки и ударной техники, длится около двух часов. Интересно, что впервые на шпагат ярославец сел в 35 лет. А это лишний раз подтверждает, что все успехи — вопрос мотивации. «Да, с возрастом в нашем деле, как и в любом спорте, приходится прилагать больше усилий. Более длительными становятся разминки, потом, возможно, придётся немного упрощать трюки, — говорит каскадёр. — Но пока я чувствую, наоборот, получается всё лучше и лучше. Это и опыт, и натренированность. Целенаправленная работа приносит свои плоды».

Дмитрий Бакунин предстаёт в разном амплуа. Фото: Из личного архива

Что касается травм, то в профессии каскадёра они не редкость. Актёры отрабатывают все трюки до автоматизма, стараясь исключить риск травмироваться. Скорее со временем, не выдерживая нагрузки, возникают профессиональные болезни, такие как проблемы с суставами.

Каскадёрский трюк: разрыв цепей силой мышц. Фото: Из личного архива

Положительные и отрицательные стороны профессии

Каскадер в ежедневной своей работе сталкивается с ситуациями, которые положительный или отрицательный эффект. А именно, рассмотрим плюсы и минусы каскадерской профессии.

Начнем с плюсов:

Это профессия относится к разряду творческих мальчишеских занятий, мечта из детства;
Отсутствие офисной рутины;
Постоянные новые проекты;
При востребованности, специалист получает хорошие гонорары;
Велика вероятность стать знаменитым;
Возможны частые путешествия в составе съемочной группы;
С помощью ведения блогов, можно привлечь дополнительное внимание к своей персоне.

А теперь несколько пунктов, которые относятся к издержкам профессии:

  1. Это занятие связано с повышенным риском для жизни и здоровья каскадера;
  2. Сложно найти постоянную работу, так как предложений данных вакансий не много на рынке труда;
  3. Возможны профессиональные застои.

Зарплата

Стать каскадером в России вполне реально. Но позволит ли эта профессия жить безбедно? Ответ: да, вне всякого сомнения. Каскадер, который уже достиг определенного стажа, может зарабатывать в Москве больше ста тысяч рублей, чуть меньше доход его будет в Санкт-Петербурге. И это только средняя зарплата. Ограничений нет никаких. Только за один трюк каскадер получает порядка десяти тысяч рублей. Новичок, разумеется, гораздо меньше, но это прекрасный стимул двигаться вперед и развиваться.

Драки, батальные сцены

ТРЮКОВАЯ СЦЕНА СТОИМОСТЬ в РУБ. Кол-во дублей
1 Поединки, драки, бои без оружия. 7500 нет
2 (а) Поединки, драки с падениями и акробатическими отыгрышами 9000 нет
2 (b) То же с применением оружия, предметов От 9000 нет
3 Батальные сцены, бои, сценическое движение в массовых сценах От 9000 нет
4 Подготовка и тренировка актера (1 занятие) От 4500 нет

Примечание: Усложняющими условиями при выполнении трюковой работы является: наличие вблизи животных, взрывы, открытый огонь, разрушающиеся декорации и т.п., сложный рельеф местности – высота, горы, вода, движущийся транспорт.

Падения и прыжки

ТРЮКОВАЯ СЦЕНА СТОИМОСТЬ в РУБ. Кол-во дублей
1 Прыжки с высоты до 3-х метров. От 12000 нет
2 Прыжки с высоты до 3-х метров (без страховки) От 15000 нет
3 Падения с высоты до 3-х метров (без страховки) От 18000 нет
4 Падения с высоты до 5 метров 12000 нет
5 То же, с высоты от 5 до 10 метров 18000 нет
6 То же, с высоты от 10 до 15 метров 36000 1 дубль
7 То же, от 15 метров и выше – от 600 у.е. из расчета надбавки в размере 10 % за каждый метр высоты. …… 1 дубль
8 Падения и прыжки, выполняемые с движущихся предметов, транспорта (в зависимости от высоты транспортного средства и скорости движения) – прыжки не менее

– падения не менее

12000

15000

нет

Примечание: Усложняющими условиями при выполнении падений и прыжков являются: плохие метеоусловия (сильный ветер, дождь), выполнения трюка в декорацию, стекла, с предметами в руках; работа среди животных, движущихся транспортных средств, взрывов, на ограниченную страховочную площадку.

Трюки и работа на высоте

ТРЮКОВАЯ СЦЕНА СТОИМОСТЬ в РУБ. Кол-во дублей
1 Трюки и работа, выполняемая на высоте до 5-ти метров 7500 нет
2 То же, на высоте до 10-ти метров От 10500 нет
3 То же, на высотах выше 10-ти метров От 18000 нет

Примечание: Усложняющими условиями при выполнении высотных трюков являются: плохие метеоусловия (ветер, осанки, низкая температура, ограниченная видимость (туман, дым, ночные съемки))

Меня просто подобрали с обочины

Вот уже
нескольких лет Евгений живет в Азове. Мы встретились с ним и разузнали если не
все, то многие тайны профессии каскадера.

– Евгений, как и почему вы стали каскадером?

– Я родился в
Одессе. С детства мечтал стать каскадером. Смотрел тематические американские
передачи. Параллельно меня привлекал мотокросс, и я копил деньги на свой
собственный мотоцикл. Когда все же купил его – радости не было предела. И вот в
один прекрасный день, гоняя на своем мотоцикле, у меня закончился бензин.

Я сел на обочину
дороги и стал ждать товарища, который пообещал привезти топливо. В это самое
время возле меня остановился черный Opel, из которого вышел мужчина и
поинтересовался, что случилось. Я ответил, что закончилось топливо. Тогда он
уехал, но через 15 минут вернулся и подал мне канистру с бензином. А также
предложил вступить в их каскадерский клуб.

Сначала я не
поверил своим ушам, но он не обманул. Этим мужчиной из черного Opel оказался
каскадер Одесской киностудии, член «Международной ассоциации профессиональных
каскадеров «Украина» Александр Селиванов. Вот так моя мечта детства и
осуществилась. Меня просто подобрали с обочины – как мы потом шутили.

– Вы же на тот момент ничего не умели. Как вас
готовили к выполнению первых трюков?

– Я тогда учился
в 8 классе. Конечно, ничего не умел, но физически был развит, поскольку я
занимался легкой атлетикой, баскетболом и был кандидатом в мастера спорта. А
физическая подготовка – это важнейшая составляющая каскадерской деятельности.
Поэтому мы каждый день тренировались и еще занимались мотокроссом.

Утро у нас
начиналось в пять часов с пробежки 20 км, затем 40 минут плавали в море:
сначала со связанными ногами, а после – о связанными руками. Ближе к обеду –
грузили мотоциклы и ехали заниматься мотокроссом. Так каждый день.

– А как же школа? Как родители относились к вашему
выбору?

– Школа отошла
на второй план, и у меня была бумага от министерства культуры и спорта Украины,
в которой было дано разрешение «освобождать меня от занятий». А родители отнеслись
к моему увлечению спокойно, даже положительно.

– Помните свой первый день на съемочной площадке?

– Конечно, и первый и второй и третий… Это были съемки фильма «Три дня в
Одессе». Мне предстояло бегать с автоматом, стрелять, потом упасть, якобы меня
убили. Автомат мне дали настоящий – с холостыми патронами. Сказали: беречь его,
как зеницу око, иначе пойду под суд.

Но я долго не
спал и очень устал, поэтому, присев перевести дух, заснул с автоматом в
обнимку, а когда открыл глаза, его не было. Я стал везде искать автомат, у всех
спрашивать, но надо мной только шутили. Оказалось, когда я уснул, его забрали и
убрали в сейф.

Также в этой
картине мне предстояло выпрыгивать со второго этажа. После должен был раздаться
взрыв. Но я запутался в собственных ногах, и поэтому вначале прогремел взрыв,
образовались языки пламени и только после этого я выпрыгнул. Внизу меня ждал
мат и картонные коробки. Получилось еще эффектнее, чем планировалось. Этот трюк
был выполнен с одного дубля.

Когда приземлился, менял цвета как хамелеон

– Вы рисковали? Или профессия каскадера – просто
четко выполнять свою работу?

– Риск есть
всегда. Конечно, мы не приходим и сразу с разбегу прыгаем или бьемся головой об
стену, не задумываясь о последствиях, и о том, что раньше развалится – стена
или голова. Мы готовимся к своим трюкам. Порой, месяцами. Знаем, что должны
делать.

Как только
начинался какой-то очередной проект, нам уже давали список трюков и указывали
дату, когда его необходимо исполнить. Мы и готовились. У нас была задача, цель,
которую ставил режиссер, автор сценария, постановщик трюков. Были и опасные моменты,
но, как правило, все это проходит достаточно спокойно.

– А всплеск адреналина?

– В какой-то
мере адреналин присутствует, но не сильный – это уже обыденность, просто
профессия такая. Тем более я же занимался любимым мотокроссом, достиг кандидата
в мастера спорта. Там были тоже прыжки, гонка – и это уже не всплеск
адреналина, а спорт.

– Какие вам довелось выполнять трюки?

– Самые разные.
Например, прыжок с 9-го этажа. Вот тогда-то я очень много получил адреналина.
Прыгнул, а потом не помню, как дома оказался. Говорят, когда приземлился на
батут, менял цвета как хамелеон – то бледнел, то зеленел, то синел, то краснел.
Потом сел на мотоцикл и уехал домой, лег спать, а когда проснулся – решил, что
мне все это приснилось.

Но готовился я к
этому трюку месяца три. Сначала прыгал с гаражей, потом залазил все выше и
выше. В воду прыгал. Но всегда был под присмотром. Не один.

Еще трюк – взрыв
на кладбище. Взорвали гроб, и я случайно загорелся, но так как был одет в
куртку, то сразу и не понял, что горю. Просто почувствовал, что жарко
становится.

При съемке
фильма «Кровинушка» мы три дня подряд выходили в открытое Черное море. Нужен
был дубль прыжка с самой верхней палубы. И я прыгнул. Казалось, что летел
долго. Когда вошел в воду не сразу сориентировался, где верх, где низ, а когда
понял и начал всплывать, то увидел над собой пузо сухогруза. Но меня страховал
водолаз. Он схватил сзади за плечо, а я почему-то не ожидал этого, хотя знал,
что он будет меня встречать и сильно напугался.

– Бывало так, что какие-то трюки вам давались легче,
а какие-то сложнее?

– Все трюки технически сложные. Перед
выполнением трюка, даже личного, вначале приходилось доказать, что это
безопасно, нашему «папику» – так мы называли руководителя одесского клуба
профессиональных каскадеров «Стант», заслуженного советского каскадера с
большой буквы, спортсмена Валерия Завадского.

Бывало,
доказывал месяцами, что я не пострадаю. Хотя мы все были застрахованы.

Будущее

Хотя многие профессионалы в области каскадеров считают, что современные технологии компьютерной графики (CGI) потенциально ограничивают отрасль, превращая ее в тень ее прежнего «я», затраты на CGI в большинстве фильмов и для большинства сцен в настоящее время намного перевешивают выгоды. В то время как CGI позволяет режиссерам создавать трюки, которые были бы очень дорогими, опасными или просто невозможными для исполнения с настоящими каскадерами, обратная реакция привела к появлению нового жанра «реальных» фильмов, продаваемых на основе того, что сцены настоящие и что нет компьютерной графики. был использован для создания финальной продукции.

«Красная жара», 1988 год

Одна из самых популярных американских картин в постсоветской России посвящена памяти каскадера Бенни Доббинса, очень опытного профессионала. Он ставил трюки для «Инопланетянина» Стивена Спилберга. На «Красной жаре» Доббинс работал в любую погоду, ставил все трюки. Он начал кашлять, вскоре узнал, что у него пневмония, но не отказался от работы. Приходил на площадку, несмотря на плохое самочувствие. Доббинс не успел доработать до конца «Красной жары»: его сердце не выдержало такого перенапряжения.

Какие ваши доказательства? Как «Красная жара» стала культовым фильмом Подробнее

YouTube

За счет того, что Лукьянов несколько лет снимался в кино, ему удалось заработать хорошую сумму денег, чтобы у него было безбедное будущее. Все детство парень провел в деревне, поэтому он как никто другой знает, что такое безработица, пьянство и нищета. Когда Лукьянов наладил свою жизнь, он принял решение оказывать помощь другим людям.

Летом в 2018 году Сергей создал канал на YouTube, который назвал «Вася на сене». Все видео в блоге Лукьянова социального характера, в них он бескорыстно помогает людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации и призывает подписчиков совершать хорошие поступки.

Первое видео Сергея было про работу каскадером. В нем блогер рассказал о трагедии, которая произошла с одним его бывшим коллегой.

Несмотря на то, что на просторах YouTube есть еще несколько похожих каналов, аудитория Сергея постоянно растет. На блог подписано уже более миллиона человек, и всю прибыль с него Лукьянов тратить на помощь героям своих роликов.

Перечень обязанностей

Основная задача каскадера – выполнять такие действия, которые неподготовленному человеку не под силу, могут стать причиной серьезных увечий и даже летального исхода. Количество обязанностей представителя этой профессии зависит от места и специфики его работы (универсал или узкопрофильный, исполнитель или постановщик).

Рядовой каскадер обязан:

  • Выполнять трюки, дублировать актеров в процессе съемок кинофильма, в ходе спектакля, фестиваля, шоу.
  • Подробно изучать план исполнения трюкового номера и неукоснительно придерживаться всех его пунктов.
  • Вместе с организатором сцены подбирать нужные устройства и средства страховки, определять место и время их установки.
  • Рассчитывать количество тренировок согласно уровню сложности номера. Не пропускать репетиции.
  • Беспрекословно выполнять требования старшего каскадера в ходе исполнения трюка. В свою очередь старший каскадер должен подчиняться организатору съемки.
  • Соблюдать все рекомендации пиротехников и прочих специалистов касательно техники безопасности выполнения трюковых номеров, применения спецэффектов, определения границ безопасной зоны, мест для взрывов и так далее.
  • Изучать российский и мировой опыт каскадеров, постоянно заниматься саморазвитием, повышать квалификационный уровень, регулярно тренироваться, сдавать необходимые тесты, вовремя проходить медосмотры.

Старший каскадер должен:

  • Выполнять самые сложные номера.
  • Принимать участие в проектировании новых трюковых сцен.
  • Руководить деятельностью каскадеров и организовывать съемку сцены.

Описание профессии

Как уже упоминалось, каскадеры – это прошедшие особую подготовку исполнители трюков. Их делят на 2 категории:

  • Универсальные. Они выполняют задачи любой сложности: скачут на лошади, участвуют в автогонках, тушении пожаров, рукопашных боях, а также прыгают с высоты и ныряют на глубину.
  • Узкопрофильные. Делают трюки только одного типа и уровня сложности.

Стать профессионалом, за которым будут выстраиваться в очередь ведущие кинокомпании, можно, выбрав только какой-либо один вид. Казалось бы, чем больше каскадер умеет, тем он ценнее для работодателя. Оказывается, не все так просто. Например, чтобы мчаться на автомобиле с огромной скоростью, при этом преодолевая возникающие на пути препятствия, нужно быть виртуозным водителем с большим опытом. На оттачивание такого умения могут уйти годы. Дублеры, которые задействованы в трюках с лошадьми, тоже должны постоянно упражняться в верховой езде и дрессировать животное. Высокий уровень профессионализма ценят больше, чем универсальность, ведь он дает возможность отснять сцену одним дублем

К примеру, пылающее и разрушающееся здание крайне важно снять сразу, так как повторы обойдутся очень дорого

Каскадеры работают со специальной страховкой, реквизитом и декорациями. При необходимости они могут сами изготавливать их. Подготовка сложного трюка, который зритель будет видеть какие-нибудь 2–3 секунды, проходит поэтапно. Каждый из них тщательно прорабатывается, чтобы предусмотреть и предотвратить все вероятные риски.

Профессию каскадера относят к редким. В Российской Федерации их всего порядка 100 человек. Принято считать, что трюки в фильмах могут делать исключительно молодые мужчины. Но женщины тоже неплохо справляются с такими заданиями. Один из наиболее ярких примеров – Варвара Никитина. Она не только настоящий профессионал-исполнитель, но и постановщик. Среди самых известных работ: «Зверобой», «Дневной дозор», «Доктор Живаго», «Полицейская академия – 7: Командировка в Москву», «Любовь в большом городе – 2», сериалы «Кухня», «Тайный знак», «Закрытая школа». Варвара – первая женщина-каскадер в России, которая официально признана представительницей этой сложной профессии и состоит в каскадерском обществе.

Что нужно знать о профессии?

  • Однако стоит сказать, что не всякий каскадер может сниматься в кино. Обычно подбираются такие актеры, которые будут чем-то напоминать ведущих актеров, которых они и будут страховать. Ведь даже во времена высоких технологий, живого человека заменить будет очень трудно.
  • Сама по себе профессия каскадер относится к творческой и отдельные специалисты даже становились известными актерами, например, Джеки Чан или Жан Маре. Самое главное – быть смелым, готовым к разумному риску человеком, уметь сохранять хладнокровие в любой ситуации. Чаще всего, в каскадеры приходят люди, ранее являющиеся профессиональными спортсменами.

Где этому учат

Прежде чем разобраться, где пройти обучение, следует понимать, какие профессиональные требования применяются к каскадерам:

  • Хорошая физическая подготовка и отсутствие хронических заболеваний.
  • Отсутствие боязни риска и опасности.
  • Наличие высокого уровня ответственности.
  • Полное ознакомление с правилами техники безопасности и готовность их точного выполнения.
  • Наличие регулярных тренировок и занятий спортом в повседневном расписании дня каскадера.
  • Целеустремленность.
  1. В случае совпадения и наличия всех вышеперечисленных профессиональных требований следующим этапом на пути к профессии каскадера является прохождение обучения в цирковом училище по акробатическому направлению.
  2. Далее необходимо пройти курсы актерского мастерства, получить соответствующую квалификацию и пройти пробы в кино.

Обучение на Каскадера

Каскадёрами обычно становятся молодые мужчины, имеющие хорошую спортивную или цирковую подготовку: гимнасты, акробаты, конные спортсмены.

Существует Школы каскадёров, например, «Империя кино», где готовят профессиональных каскадёров. Но и сюда приходят люди спортивно подготовленные. Занятия в школе проводятся профессиональными каскадёрами и включают в себя следующие аспекты:

  • акробатика
  • высотная подготовка
  • подводная подготовка
  • владение огнестрельным оружием
  • работа с пиротехникой
  • трюки с горением
  • навыки падения
  • единоборства
  • владение холодным оружием

Подробности

Разумеется, когда подбирают каскадера, стараются, чтобы он был максимально похож на актера, которого будет заменять при выполнении опасного трюка. Также каскадеров не снимают крупным планом. Те, кто хотел бы стать представителем данной профессии, должны усвоить то, что популярность им вряд ли будет грозить. Джеки Чан, пожалуй, является исключением из правил. Но все же среднестатистические каскадеры остаются, так сказать, за кадром.

Впрочем, можно с уверенностью сказать, что профессия каскадера еще долгие годы останется востребованной. Никакие спецэффекты не заменят усилий истинных трюкачей. Чтобы разобраться с тонкостями профессии, необходимо знать, что существует два основных типа каскадеров: универсальные и специализированные. Нетрудно догадаться, в чем заключаются различия. Большим уважением пользуются специализированные каскадеры, потому как считается, что они достигли высочайшего уровня в своем деле. Нельзя научиться трюкам в горящем колесе за один месяц. Для этого требуется время.

Различные страховки незаменимы в профессии каскадера. Но даже с ними риск остается очень большим. Неудивительно, что эту профессию выбирает так мало людей: всего сотня представителей профессии на всю Россию называет себя каскадерами.

Главный смысл в жизни

– В съемке каких именно фильмов вы приняли участие в
качестве каскадера, и за каких актеров выполняли трюки?

– Их было много.
Самые яркие из них это: «Ликвидация», «Три дня в Одессе», «Кровинушка», «Жизнь
и приключения Мишки Япончика», «Я – ангина», «Воронины» и т.д. Дублировал
Антона Макарского, Дмитрия Дюжева и др.

– Не обидно было оставаться за кадром, выполнять
сложные трюки, рисковать жизнью, а вся слава доставалась актеру?

– Нет, никогда. Я же не актер, а каскадер.
Я делал свою работу, которую любил, которая приносила мне удовольствие. Если бы
хотел славы, то пошел в актеры. А так я знал, что тот или иной трюк выполняю я,
и мне этого достаточно.

– А бывало, что вы не могли исполнить трюк?

– Да, один раз такое случилось. В роли
трупа мне нужно было лежать в ледяной воде зимой. Но я не смог. Вода была
невыносимо холодная. Но после набрали теплую воду в бассейн, и я исправил
ситуацию.

– За вашу продолжительную каскадерскую деятельность
травмы были?

– Да. Принимая участие в моем самом первом
каскадерском выступлении на Шоу каскадеров, я заигрался, и так получилось, что
поломал сразу две кисти. Но я никому ничего не сказал, а перебинтовав руки,
продолжил выступление. После мне разрезали перчатки, потому что руки очень
сильно опухли и отправили на «скорой» в больницу. Там меня загипсовали, и я
вернулся домой.

Еще во время
съемок ломал ключицу. Нужно было дублировать девушку, которая со скалы прыгает
в море за своим любимым. Я два раза спрыгнул, а потом меня увезли на «скорой» в
больницу. Высота скалы была около 7 метров, а глубина по пояс.

– Есть то, чего вы боитесь?

– Меня пугает
сама жизнь, она непредсказуема.

Боялся, что не
встану на ноги и больше никогда не смогу ходить. Это еще одна моя серьезная
травма, но получил я ее не во время выполнения трюков и не на тренировках. Я
просто ехал по городу и передо мной встал выбор – сбить человека, либо
подставить себя. Я выбрал второе. Меня еще и на встречку выбросило. Было
больно.

В итоге двойной
открытый перелом левой ноги, повреждение позвоночника, куча операций, год в
больнице. Но я боролся, заново учился ходить. И не только пошел, но даже
побежал. Вернулся в мотокросс, но оставил его. Какое-то время еще работал
каскадером.

Но после украинско-российского
конфликта одесский кинематограф пошел на спад. Не стало больших интересных
проектов. И я окончательно решил завязать с каскадерской деятельностью.

Вот уже несколько
лет живу в Азове, работаю. По образованию я вообще инженер-механик. У меня есть
дочка и сын. Они мой главный смысл в жизни. Когда сын подрастет, обязательно
научу его ездить на мотоцикле.

Марина Зекрач

Тел.: 8 (86342) 6-63-77

Подведем итоги

Нам удалось ответить на вопрос: «Каскадер это кто такой?». Благодаря сегодняшней статье, мы узнали, чем занимается представленный специалист, каковы основные плюсы и минусы трудовой деятельности каскадера, где можно обучиться данной специальности.

Наша статья будет полезна детям, которые любят риск и хотят направить свою любовь к опасности в полезное русло.

Источники

  • https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/kaskader.html
  • https://FB.ru/article/418843/kak-stat-kaskaderom-bez-riska-dlya-jizni
  • https://irg77.ru/pravo/lyudi-i-pravo/professii/kaskader/
  • https://www.profguide.io/professions/Kaskador.html
  • https://oksait.ru/professiya/kaskader-kto-eto/
  • https://okobzor.ru/professii/kaskader/
  • https://varvarastunt.ru/?an=praiss
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/959594
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector